Блог
Размышления о цвете OKI - часть первая
Оговорюсь сразу, все что здесь написано, плод моего видения и понимания темы. Может где и далековато от истины, но может кому-то это поможет познать эту самую истину.
Часть 1
Итак, природа цвета.
Цвет – это по сути своей световой поток, либо преломленный небом, линзой и чем-то там еще, либо отраженный от предметов, которые нас окружают. Преломленные цвета мы обычно видим, как радугу на небе, отраженные – везде и всюду, включая многократные отражения, когда мы видим себя в зеркале. И каждый цвет, независимо от природы его происхождения, имеет свою длину волны.
Как же мы различаем цвета? Глаз устроен таким образом, что там есть специальные рецепторы, которые могут воспринимать определенные цвета или длинны волны, а так же отмечать их интенсивность. Их всего 3 вида, этих рецепторов, реагирующих на красный, зеленый и синий (а где-то пишут, что голубо-фиолетовый) цвета. Таким образом, если получаем по полной все 3 цвета, то считаем, что видим белый. Если в глаз попадает в основном зеленый свет, то активизируются зеленые рецепторы и мы видим зеленый. Когда предмет желтый, стимулируются «зеленые» и «красные» клетки. Есть еще рецепторы, которые отдельно различают оттенки серого и движение, но сейчас не о них. Кстати, у человека в этом отношении не самое лучшее зрение, у бабочек, например таких рецепторов не 3, а целых 5. Но есть совсем уникальные создания – Ротоногие ( http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%F2%EE%ED%EE%E3%E8%E5 ) или попросту раки. Так у тех таких рецепторов 12 видов и они различают весь спектр света, от инфракрасного до ультрафиолетового. Хорошо, что у людей не так, такому клиенту точно никогда не угодишь.
Ну а так как у нас всего 3 таких рецептора, то логично именно эти цвета и их комбинации использовать при формировании изображения на экране монитора или телевизора. Так и сделали, назвав эту цветовую схему RGB (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий). Эти цвета используются при формировании изображения в электронно-лучевых трубках и в различных типах матриц мониторов и телевизоров.
Но напечатанное изображение – это отраженный цвет, и здесь кому-то в голову пришла идея сделать основными цветами смешение пар этих самых основных цветов RGB. Соответственно получилась Magenta (пурпурный как смесь синего и красного), Cyan (голубой как смесь зеленого и синего) и Yellow (желтый как смешение зеленого и красного). И добавили черный, потому что получить чистый и красивый черный смешение 3 тонеров практически невозможно да и дорого.
Основной вывод из выше написанного – цвета на экране являются излучаемыми, а на бумаге – отраженными, причем создаются совсем другими исходными красками. Поэтому при печати на экране изображение всегда будет ярче, сочнее и не возможно перенести на бумагу все оттенки которые можно воспроизвести на экране. Выглядит это примерно вот так.

Изображение Изображение

Общее представление о цветовых пространствах и их охвате хорошо видно на следующем рисунке

Изображение

Как формируется цвет на бумаге?
Бумага является изначально белой. Это означает, что она отражает практически весь спектр цветов света, который на нее попадает, ну из того спектра, который мы видим. Чем качественнее бумага, чем лучше она отражает все цвета, тем она нам кажется белее. Чем хуже бумага, чем больше в ней примесей и меньше белил, тем хуже она отражает цвета, и мы считаем ее серой.
Красители представляют собой вещества, которые поглощают определенный цвет. Если краситель поглощает все цвета кроме красного, то мы увидим "красный" краситель и будем считать его "красной краской". Но если осветить красной лампой, то в этом месте бумага будет черной, потому что краска задерживает лучи красного спектра, а при красной лампе других то и нет. И мы ошибочно примем его за "черную краску".
Путем нанесения на белую бумагу различных красителей, мы уменьшаем количество цветов, которые она отражает. Покрасив бумагу определенной краской мы можем сделать так, что все цвета падающего света будут поглощаться красителем кроме одного - синего. И тогда бумага нам будет казаться выкрашенной в синий цвет. И так далее.
То есть черный цвет поглощает практически не отражает. Белый цвет при печати обычно отсутствует, так как его мы и так имеем - это цвет бумаги. В тех местах, где нужен белый цвет, краска просто не наносится. Значит отсутствие цвета в схеме CMYK соответствует белому цвету.
Качество изображения на бумаге зависит от многих факторов: качества бумаги (насколько она бела и какое у нее покрытие), качества красителей (насколько они чисты), качества полиграфической машины (насколько точно и мелко она наносит краски), качества разделения цветов (насколько точно сложное сочетание цветов разложено на три цвета), качества освещения (насколько полон спектр цветов в источнике света - если он искусственный).
Еще одним существенным фактором, влияющим на процесс печати, является влажность. Недостаточная или избыточная влажность тонера и бумаги существенным образом влияет на электростатические свойства, а суть цифровой печати – это электростатический перенос тонера на барабан и электростатический перенос его же на бумагу.
Как получают цвета при печати.
Обеспечить основные цвета в 100 % заливках – задача технически достаточно простая, гораздо интереснее все выглядит при необходимости передать оттенки.
Суть цифровой печати в том, что у нас только 4 базовых краски и мы не можем изменить их цвет или оттенок, а можем лишь регулировать их количество на бумаге. Поэтому передача оттенков построена на оптическом обмане глаз. Человеческий глаз тоже имеет «оптическое разрешение» элементы мельче которого он не видит. Поэтому если поставить очень мелкие точки достаточно близко друг к другу, то глаз определит их не как набор точек, а как поверхность, которая задерживает (или отражает) часть какой-либо краски. То есть оттенок этой краски.
Процесс распределения точек для получения нужного оттенка называют растрированием. Различают 2 основных вида растров.
Стохастический растр – это когда точки всегда одинакового размера, но их число на единицу площади различно для разных оттенков.

Изображение

Амплитудный растр – это когда расстояние между точками растра всегда одинаково, а необходимый оттенок цвета получается увеличением или уменьшением точки.

Изображение

В цифровой печати на принтерах OKI применяется амплитудный растр и расстояние между точками и определяет разрешение печати.
Теперь разберем, как получают оттенки сложных цветов.
Механика процесса цифровой состоит в последовательном нанесении каждого тонеров на бумагу и запекание полученного изображение в «печке». То есть мы не можем смешать несколько разных красок для получения нужного цвета. Приходится опять обманывать зрение. На бумагу точки разного цвета ставятся рядом настолько близко, что глаз воспринимает их как оттенок сложного цвета. Для упорядочения взаимного расположения точек тонера разного цвета амплитудный растр каждого тонера обычно повернут на определенный градус. По умолчанию обычно растровые углы следующие: для чёрного цвета – 45 градусов, для пурпурного цвета – 75 градусов, 90 градусов для жёлтого цвета и 105 градусов для голубого.
Углы поворота растра создают розеткообразную структуру, который воспринимается человеческим глазом как однородный тон.

Изображение Изображение

Вот так, собственно и получаются красивые цветные отпечатки. В следующей статье мы рассмотрим основные ошибки, которые могут возникать при печати цветных изображений, применительно к принтерам OKI

Часть вторая

P.S. Ну и как обычно, не забываем, что кроме продаж, мы с удовольствием осуществляем техническую поддержку по технике OKI, независимо от места приобретения. Вопросы можно задавать по электронной почте oki@ross-com.ru
6442